Панычева Галина Алексеевна, старший воспитатель

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ.

 Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира

Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы…

Е.И.Тихеева

Современный детский сад – это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, познает окружающий мир, мир взаимоотношений взрослых и детей. Поэтому одним из самых важных условий образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация  предметно- развивающей среды.

Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную  обстановку, рационально организованную, эстетически оформленную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех  детей  в соответствии с их потребностями и интересами. Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная  среда способствует утверждению  уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

В построении развивающей предметно-пространственной среды руководствуемся программой «От рождения до школы»Н.Е.Вераксы, ФГОС Дошкольного образования (П.3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.)

При создании предметно-развивающей среды мы учитываем следующие принципы:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества

3. Принцип трансформируемости

4. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности

5. Принцип эстетической организации среды

6. Принцип учета половозрастных различий детей

7. Принцип интеграции

8. Принцип информативности

Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта, поэтому для нас важно  установить  верную психологическую дистанцию и с каждым ребенком, и с группой в целом. Создаем условия для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр.  В связи с этим планировку группы создали так, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

 

Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Ребенок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения. Среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. В нашей группе все зоны развивающей предметно-пространственной среды  предоставляется в полное распоряжение детей. Своевременно изменяем предметно-игровую среду: вносим новые атрибуты, игры, игрушки, игровое оборудование в соответствии с новым содержанием игр, познавательной активности, усложняющимся уровнем развития  умений и навыков наших воспитанников

Принцип трансформируемости.

В проекте пространственно-развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере групп выделяются определенные многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, реализуется с помощью  ширм, модульных конструкторов, мольбертов, магнитных досок и т.п. Это позволяет  детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т.д.

 

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым

функциональную активность ребенка. Содержание каждой зоны в группах дают детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными  «языками» (движений, музыки, красок, поэзии и т.д.).

Принцип эстетической организации среды.

Особые требования предъявляем к эстетическому оформлению предметно-развивающей среды т.к. эстетически оформленная среда, способствует эстетическому воспитанию детей в быту. Обеспечиваем надлежащую безопасность в использовании всех материалов и всего оборудования,

Принцип учета половозрастных различий детей.

В построение среды учитываем половые различия, которые предполагают предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования учитываем общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

 

Принцип интеграции.

Предметно-развивающую среду организуем с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области  используем и в ходе реализации других областей.

Принцип информативности.

При создании предметно-развивающей среды обязательно предусматриваем разнообразие тематики материалов и оборудования для развития моторной, сенсорной, манипулятивно - познавательной, игровой, художественной активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

Соблюдение общих принципов построения развивающей  предметно- пространственной среды дали нам возможность стимулировать у наших воспитанников  проявление самостоятельности, инициативности, творчества и свободной активности.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции  недостатков их развития.

Создавая  предметно-развивающую среду в нашем дошкольном учреждении, мы учитывали основные функции: образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организационную, коммуникативную.

Основная цель функционирования среды –  педагогически правильно сконструировать многоуровневую и многофункциональную развивающую предметно-пространственную среду, учитывая интересы, способности и потребности каждого ребенка.

В нашем ДОУ образовательное пространство  групп организовано  по функциональным зонам: социально – коммуникативная ,познавательная, речевая зона, художественно-эстетическая, физкультурно-оздоровительная зона.

В каждой зоне создали микроцентры развивающей активности.

Социально – коммуникативная зона:
Центр ПДД
Центр пожарной безопасности
Центр труда, уголок дежурств
Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)

Познавательная зона:
- Центр «Мы познаём мир»
- Уголок краеведения
- Центр «Моя Россия»
- Центр сенсорного развития
- Центр конструктивной деятельности
- Центр математического развития
- Центр экспериментирования

Речевая зона:
- Центр речевого развития
- Центр «Здравствуй, книжка!»

Художественно – эстетическая зона:

- Центр Изодеятельности
- Центр музыкально - театрализованной деятельности

Физическая зона:
- Центр сохранения здоровья
- Спортивный уголок

Все пространство группы условно разделено на 3 части:

-  зону для деятельности, связанной с интенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек);

- зону спокойной по преимуществу деятельности;

- рабочую зону.

Все части пространства в зависимости от конкретных задач, обладают возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, так как детям дошкольникам свойственно «заряжаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к ним.

Все центры легко видоизменяются и трансформируются, содержание центров дополняются с учетов возрастных особенностей и интересов воспитанников.

В нашем детском саду работает 7 групп, спортивный зал, музыкальный зал и  дополнительные  помещения  для развития ребёнка:

Развивающая среда физкультурного и музыкального залов  располагает к активной деятельности. С большим интересом дети участвуют в играх-путешествиях, игровых и конкурсных программах, театрализованных представлениях, фольклорных праздниках, посиделках с различной направленностью: художественно-эстетической, развлекательной, познавательной, спортивно-оздоровительной.

Физкультурный зал в ДОУ оборудован для обеспечения достаточного уровня двигательной активности детей. В тренажёрном  зале много ярких и удобных моделей спортивного оборудования, в каждой группе имеются уголки с набором спортивного инвентаря, пособиями для развития мелкой и общей моторики.

Мини-музей «Горница»- здесь проходит совместная деятельность по приобщению воспитанников к русской национальной культуре, ознакомлению с народным бытом: беседы, досуги, конкурсы, викторины, выставки. В данной комнате имеются: макет русской печи; кочерга, лопата, чугуны, ухват, икона,  «Люлька  с младенцем»,  деревенская мебель, предметы русского быта,  элементы русского костюма,  вязаные коврики, дорожки и многое другое.

Комната "Пешеходных наук" - здесь дети знакомятся правилами дорожного движения.  В комнате имеются плакаты, дидактические игры по ППД, макеты дорожных знаков, городков, полицейская атрибутика.

Комната "Сказок"  - здесь  размещены ширма, маски сказочных персонажей, театральные куклы и различные виды театров. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

"Зимний сад" служит не только украшением детского сада, но и местом для саморазвития дошкольников. Здесь размещены растения, требующие разных способов ухода.

 В самом коридоре и на лестничных пролётах  организовываются выставки детских работ, и совместных работ с родителями. Фотогалерея отражает жизнь ДОУ и постоянно обновляется.

При организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном помещении, на территории детского сада педагоги старались учесть всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, включая компоненты, необходимые для полного физического, эстетического, познавательного и социального развития воспитанников. Это место для прогулок ,игр, наблюдений и экспериментирования. Оборудование на территории  ДОУ используется для проведения различных физкультурных досугов для детей.

 В помощь педагогам и родителям служит методический  кабинет, который обеспечен методической, справочной, педагогической и детской литературой. Здесь создан благоприятно-психологический климат для сотрудников и родителей, для развития профессионального уровня педагогов.

Родители детей являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Социальное партнерство детского сада и семьи, идея равенства родителей и педагогов в вопросах деятельности дошкольной образовательной организации постепенно находит свое практическое воплощение, в том числе и в вопросах организации развивающей среды.

Педагогический коллектив ДОУ не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия

15 мая 2017 в 09:24

Прикреплённые файлы:

Документ: Организация предметно-развивающей среды в ДОУ.

Описание файла:

Файл называется: vyst_3t9oh.docx

Это официальный файл организации «Панычева Галина Алексеевна, старший воспитатель», в нём содержится Организация предметно-развивающей среды в ДОУ..

Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.