Панычева Галина Алексеевна, старший воспитатель

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в ДОУ для формирования психологического здоровья детей

Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, как справедливо указывал Л.С. Выготский, с глубокими изменениями в мотивационно-эмоциональной сфере личности ребенка.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, память и мышление. Эмоциональный фон присутствует в ощущениях, которые могут быть приятны или неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение. Хорошее настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события.

Эмоции связаны и с забыванием: человек быстро забывает то, что не имеет для него большого значения.

Задача педагога – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций. Развитие эмоциональной сферы ребенка – задача, найти решение которой возможно только общими усилиями психологов, педагогов и родителей.

Ознакомление детей с эмоциональным миром человека проходит через всю жизнь ребенка, в нашем дошкольном образовательном учреждении осуществляется как в ходе учебно-воспитательного процесса, так и на специальных(логопедических) занятиях, где дети переживают эмоциональное состояние, рассказывают о них, знакомятся с опытом сверстников, находят отражение эмоционального переживания в литературе, живописи, музыке и в непосредственном общении. Такие занятия способствуют расширению круга осознаваемых эмоций, через использование ролевых и подвижных игр, элементов психогимнастики, мимических и пантомимических этюдов, литературных произведений и сказок, игр-драматизаций.

Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

Любая совместная деятельность с детьми в нашем саду эмоционально окрашена, увлекательна, развивающая.

Большое внимание мы уделяем созданию психологически комфортной, эмоционально насыщенной предметной среды.

Работа осуществляется совместно со всеми педагогами: воспитателями, логопедом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.

В детском саду созданы благоприятные условия для разнообразной детской деятельности. Это хорошо оборудованный спортивный зал, музыкальный зал, наличие зимнего сада, комнаты сказок, комнаты Пешеходных наук,  мини-музея «Горница».

В режиме дня и на занятиях применяются различные методы и приемы, направленные на создание положительной эмоциональной атмосферы(обратить внимание на аспекты режима в ДОУ).

Доброжелательные взаимоотношения с детьми, ласковый голос воспитателя, имитационные и ролевые игры, психогимнастика, использование сказок, стихов, пальчикового и настольного театра, общение с живой и неживой природой, игровые и двигательные задания во время прогулки,  соблюдении «тихого часа», пробуждение и подъем с использованием гимнастики, функциональной музыки, и т. д. – все эти мероприятия способствуют созданию благоприятного эмоционального фона.

Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, умение почувствовать его настроение позволяют нашим педагогам установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов с ровесниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности, связанные с воспитанием ребенка.

В детском саду организуются групповые и индивидуальные занятия, где в условиях комфортного режима, творческой деятельности, доверия друг к другу, веселого настроения во время занятий, использования игровых ситуаций, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, элементов психогимнастики, релаксации, элементов сказкотерапии, изотерапии у детей создаются положительные эмоциональные и личностные состояния.

Примером такой деятельности могут служить физкультурно-оздоровительные мероприятия (физкультурные занятия с сюжетом, игровые занятия, утренняя гимнастика, спортивные праздники, вечера развлечений), проводимые в детском саду инструктором по физической культуре.

Воспитанию положительных эмоций у детей способствуют правильный подбор упражнений инструктором и рациональная методика их проведения, использование музыкального сопровождения, создание благоприятной обстановки, жизнерадостное настроение воспитателя и т. д.

Благоприятный эмоциональный фон достигается путем использования элементов психогимнастики, релаксации, мотивации действий: например дается команда не просто залезть на шведскую стенку, а «покорить горную вершину», «пройти как канатоходцы под куполом цирка» и т.д.

Необходимым компонентом занятий является мышечное расслабление или релаксация. С этой целью инструктор по физической культуре применяет в работе игры и игровые упражнения, способствующие успокоению: «Слушай команду», «Кто за кем», снятию мышечного  и  психо - эмоционального  напряжения:  «Шалтай-болтай», «Конкурс лентяев», «Фея сна», «Качели»,  игры и игровые упражнения на дыхание: «Поезд», «Бабочки летают» и многие другие.

Возможность осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения позволяет игра.

Игры способствуют всестороннему гармоничному развитию детей, воспитанию у них морально-волевых качеств, самостоятельности, возникновению и проявлению товарищеских чувств, желания прийти на помощь другу, совершенствованию коммуникативных качеств («Давайте поздороваемся», «Волшебный круг», «Тихо и громко», «Танец шляпы» и др.

Педагоги, наблюдая за игрой ребенка, получают ценную информацию об особенностях его личности и поведения, о взаимоотношениях с миром и с самим собой. Игра помогает ребенку снять эмоциональное и двигательное напряжение. В игре педагоги  организуют и разрешают различные проблемные ситуации вместе с детьми. Наконец в игре ребенок получает возможность приобретения ценного жизненного опыта.

Таким образом, игровая терапия является эффективным методом коррекции эмоциональной сферы личности ребенка, применяемым в детском саду. Игровая деятельность планируется и проводится в различные режимные моменты (утром, на прогулке, в свободной деятельности детей, вечером). Это различные сенсорные, подвижные, дидактические, театрализованные, народные игры, которые создают положительную эмоциональную атмосферу, ощущение психологической безопасности, доверия и комфорта.

Одним из приемов, широко используемых в детском саду для создания положительной эмоциональной атмосферы, является изобразительная деятельность.

Рисование помогает снять напряжение у детей. Рисунок, как продукт изобразительной деятельности ребенка позволяет выявить основные характерные проблемы, с которыми сталкивается ребенок. В рисунке детям легче отразить собственные переживания, настроение. Они помогают установить контакт с замкнутым ребенком. В них можно увидеть детские обиды и горести, его отношение с миром взрослых и детей.

Поэтому широко используем в работе нетрадиционные виды рисования: это рисование пальцами, ладонью, способом тычка, напылением, по клейстеру, мыльной пеной, с помощью свечи и другие виды, обрывную аппликации, оригами.

Снятию состояния эмоционального дискомфорта помогает серия игр на тему «Дорисуй предмет», «Рисование по опорным точкам», « Рисование с помощью геометрических фигур», «Составь предмет из геометрических фигур», которые помогают ребенку поверить в свои силы, развить уверенность руки. Ослабить эмоциональное возбуждение у легко возбудимых детей поможет рисование способом «Монотипия», «Волшебные нити».

С помощью рисования на тему «Красивое и безобразное», «Нарисуй самого себя», используя различные вопросы: «Какой ты сейчас?», «Каким ты хочешь быть?», «Какого цвета добро?» и т.д. учим детей понимать взаимоотношения людей, регулировать свое поведение.

«Кляксография» помогает снятию возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. При рисовании этим способом вначале дети просто разбрызгивают краску беспорядочными движениями, ничего не замечая в кляксах без подсказки. Постепенно у них пробуждается воображение. Оно вызывает у ребят эмоции радости и интереса, а это в свою очередь сосредотачивает внимание ребенка на действиях, необходимых для изготовления «картин» из клякс, составлению рассказов, фантазий. Ребенок становился более увлеченным, сосредоточенным.

Для определения эмоционального состояния человека по мимике, мы используем пиктограммы символизирующие радость, огорчение, страх, гнев, удивление. Ребенку предлагается дорисовать к каждой пиктограмме туловище, раскрасить одежду, цвет которой (по мнению ребенка) подходил к эмоциональному  состоянию  данной  пиктограмме.  Используем  вопросы:

«Каким ты бываешь чаще всего?», «Какими часто бывают твои мама, папа?»,«Какие взрослые тебе нравятся больше всего?».

Рисование направлено на выявление и «графическое отреагирование» различных страхов у детей. С помощью рисунков у детей формируется активная позиция не боящегося (ребенок рисует себя не боящимся темноты, собаки и т. д.).

Для  эмоционального состояния детей также используется музыка. С помощью музыкального восприятия  можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Лирическая музыка, отражающая нюансы настроения, дает общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение, а драматическая музыка создает настроение возбуждения, повышенного жизненного тонуса.

Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями и к каждому из них педагоги нашего дошкольного учреждения находят свой индивидуальный подход.

В своей работе используем личностно-ориентированный подход в воспитании детей. Стараемся обеспечить ребенку радостное существование, чувство психологической защищенности, развиваем индивидуальность ребенка. Педагоги, планируя и осуществляя свои воспитательные воздействия, стараются бережно относиться к каждому ребенку, чтобы исключить риск нанесения душевной травмы, эмоционально принимают ребенка таким, каков он есть, верят в его возможности.

Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность – задача нелегкая, очень ответственная, но благородная. И пусть своего рода ориентиром для нас послужат замечательные слова В.А.Сухомлинского:

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

16 марта 2022 в 15:40

Прикреплённые файлы:

Документ: Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в ДОУ для формирования психологического здоровья детей

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-yemoc-atmosfera_qhk7n.pptx

Это официальный файл организации «Панычева Галина Алексеевна, старший воспитатель», в нём содержится Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в ДОУ для формирования психологического здоровья детей.

Размер файла: 3,37 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.